Модификация первой ВАЗовской модели в кузове универсал появилась в 1971 году.
Соответственно, автомобиль получил обозначение ВАЗ-2102, а в народе назывался «двойкой» или «двушкой» по аналогии с седаном ВАЗ-2101, для которого придумали прозвища «единичка» («однерка») или «копейка».
Конструктивно автомобиль является лицензионной копией универсала Fiat 124 Familiare (1966-1974), модернизированной под более сложные дорожные условия.
С учетом увеличенного внутреннего объема и более тяжелого кузова имеет усиленные пружины и амортизаторы, обеспечивающие грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами или 60 кг с пятью пассажирами.
Комплектовался универсал двигателями рабочим объемом 1,2 л (64 л.с.), 1,3 л (70 л.с.) или 1,5 л (77 л.с.)
В строении передней части кузова «двойка» ничем не отличается от седана — те же круглые фары с большой решеткой посередине и «клыкастый» бампер.
Кормовая часть у автомобиля оригинальная — для того, чтобы проем пятой двери был как можно шире, задние комбинированные фонари сделаны небольшими и вертикальными.
Доведенная почти до уровня пола кромка двери багажника дополнительно увеличивает проем и упрощает погрузку и разгрузку.
Для своего времени «двойка» внешне смотрелась очень динамично — благодаря специфичному наклону крыльев и задней двери в профиль создавалось впечатление, что автомобиль буквально устремлен вперед.
Крупные задние стекла и относительно небольшие стойки обеспечивали хороший обзор.
Главным же плюсом была возможность сложить второй ряд и получить большую площадку для ночевки или перевозки вещей.
Автомобиль имел некоторые отличия в комплектациях (ставился салон от ВАЗ-21011 или ВАЗ-2103), а модернизации соответствовали всем тем изменениям, что переживала «копейка».
Одной из отличительных особенностей первых «жигулей» от своего прообраза стали новые двигатели.
Если на Fiat 124 использовались моторы с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов, то у «жигулей» двигатели с индексами 2101 и 2103 имели верхний распредвал и новый карбюратор, а также возможность ручной заводки от «кривого стартера», для которого в бампере специально проделали отверстие — это было одно из обязательных условий адаптации, чтобы автомобиль можно было завести даже при отказе стартера или аккумулятора.
Кроме модернизированных двигателей, новый автомобиль получил усиленный кузов, измененное сцепление, более «живучие» барабанные задние тормоза вместо дисковых.
В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов.
Был увеличен и дорожный просвет, т.к.
качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего.
Была значительно усилена подвеска, и тем самым улучшены технические характеристики.
Передняя подвеска, к примеру, была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры, ведущий мост.
Специально для универсала ВАЗ-2102 была применена более «короткая» главная пара с передаточным числом 4,44 вместо 4,3 — это немного ограничивало автомобиль в скорости, но позволяло двигателю лучше справляться с возросшими усилиями при полной загрузке.
В плане безопасности первые «жигули» — что седан, что универсал — демонстрировали серьезный прогресс по сравнению с прежними автомобилями отечественного производства.
Впервые были использованы травмобезопасные наружные ручки дверей.
Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида.
Была установлена травмобезопасная рулевая колонка, но вот ремни безопасности тогда еще только начали входить в оснащение отечественных автомобилей, и «жигули» еще какое-то время выпускались без них, однако с приходом люксовой модели ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах.
В машинах на экспорт можно было встретить подголовники передних сидений, задние ремни безопасности и обогреватель заднего стекла, а для универсала также и задний стеклоочиститель.
С 1984 года ВАЗ-2102 выпускался параллельно со своей преемницей, более современной «четверкой» (ВАЗ-2104), пока в 1988 году первый универсал ВАЗ не был снят с производства.
Следует отметить, что «двойка» оказалась на редкость живучим автомобилем.
Несмотря на свою внешне «интеллигентную» сущность, она составляла серьезную конкуренцию «москвичам» и «ИЖам» (комби и универсалам) даже в сельской местности, где, казалось бы, решающее значение должно было иметь наличие рессор у последних, но более высокая надежность, комфортность, теплый салон давали ВАЗ-2102 определенные преимущества.
По достоинству автомобиль оценили заядлые дачники и туристы.
К тому же на крышу всегда можно было установить большой трехопорный багажник, который нередко загружали далеко не «по паспорту».
Даже спустя три десятилетия после прекращения выпуска модели в продаже все еще можно встретить отдельные ухоженные экземпляры «двойки».
Автомобиль нередко становится интересным объектом для тюнинга.