ВАЗ-2103 — более дорогая модификация ВАЗ-2101, и если «копейка» построена на базе Fiat 124, то в основу «тройки» легла концепция Fiat 124 Speciale, люксовой версии итальянского прототипа, но, конечно, со своими, оригинальными доработками и переделками, придававшими автомобилю визуальное впечатление ощутимо более высококлассной и комфортабельной машины.
Первые образцы были собраны еще в 1972 году, но серийное производство новой модели началось только в 1973 году.
С точки зрения эргономики и дизайна, по сравнению с ранее созданным ВАЗ-2101, изменения в ВАЗ-2103 делали этот автомобиль более элегантным и стильным, плюс ко всему, он обладал рядом прогрессивных технических решений.
На протяжении двенадцати лет производства с конвейера было выпущено 1 304 899 этих автомобилей.
До появления «шестерки» ВАЗ-2103 считался самой комфортной и престижной моделью ВАЗа.
Наиболее разительные отличия 2103 от 2101 касались салона.
В «тройке» пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляет 860 мм.
В автомобиле установлена совершенно новая и гораздо более информативная панель приборов — с часами, манометром давления масла, тахометром.
Если у «копейки» в салоне оставались незакрытыми участки крашенного металла, в «тройке» они были спрятаны под пластиковыми накладками.
В багажнике была использована отделка из формованного пластика.
В лучшую сторону отличались и комфортабельные сиденья.
Измененные материалы обивки салона способствовали также лучшей шумоизоляции, да и визуально добавляли салону более высокое качество.
Широкие подлокотники на дверях и в центре заднего сидения предоставляли пассажирам небывалый для малолитражки комфорт.
Полуторалитровый 75-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 19 секунд, что для своего времени считалось очень неплохим показателем.
На экспортные модификации ВАЗ-21033 и ВАЗ-21035 устанавливались, соответственно, 1,3-литровые двигатели ВАЗ-21011 мощностью 69 л.с.
или более экономичный 64-сильный мотор ВАЗ-2101.
Одноименный же двигатель ВАЗ 2103 не просто стал главным для этой модели, но и применялся для установки на автомобили последующих поколений — ВАЗ 2106, 2121, 21053, 2107.
С 1974 года «трёшка» принимала участие в различных международных ралли, где ее экипажи не раз завоевывали призовые места.
Ходовая часть ВАЗ-2103 конструктивно идентична всей «классике».
Спереди — двухрычажная подвеска, а сзади — неразрезной мост.
Благодаря высокому клиренсу и мягким пружинам «тройка» обладает неплохим запасом хода подвески, отлично проглатывает ямы, да и в целом поведение автомобиля на дороге достаточно комфортно, однако малая обратная реакция руля снижает информативность на высоких скоростях — это опять-таки особенность всей ВАЗовской «классики».
В плане безопасности ВАЗ-2103 отличался рядом более современных по сравнению с «копейкой» решений.
Например, здесь стали устанавливать усовершенствованную тормозную систему с вакуумным усилителем тормозов и автоматической регулировкой зазоров между задними тормозными колодками и барабаном.
Это повысило эксплуатационную надежность и безопасность автомобиля.
С началом выпуска «тройки» нормой стало и наличие ремней безопасности, правда, пока только передних.
А травмобезопасные утопленные ручки дверей изначально разрабатывались именно для этой модели, но ради унификации были применены и на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102.
ВАЗ-2103 представлял собой по всем позициям более выигрышный вариант в сравнении с «копейкой» и на протяжении ряда лет считался одним из лучших отечественных автомобилей.
К сожалению, за 12 лет выпуска автомобиль практически не модернизировался и концу производства выглядел уже порядком устаревшим.
Однако, по большому счету, все последующие образцы ВАЗа попросту являлись дальнейшим копированием и эксплуатацией ранее достигнутого успеха «тройки».
Сегодня эта модель, так же как и «копейка», входит в разряд раритетных образцов автомобилестроения советской эпохи, среди которых в продаже иногда можно встретить и полностью аутентичные образцы в хорошем состоянии.