ВАЗ-2108 начал выпускаться серийно на Волжском автомобильном заводе с конца 1984 года.
Автомобиль представлял из себя переднеприводный трехдверный хэтчбек, который впоследствии стал базовой моделью в семействе Лада «Спутник» (экспортное название — Lada Samara).
Очевидные преимущества в сравнении с заднеприводными «жигулями» заключались в отличной динамике, скоростных качествах, хорошей управляемости и устойчивости на дорогах с различным покрытием.
Автомобиль был не просто новым, но совершенно новым «во всем»: это и уже упомянутый передний привод, и поперечное расположение силового агрегата, а также новая передняя подвеска типа Макферсон, сцепление с тросовым приводом, бесконтактная система зажигания, пластиковые бамперы, реечное рулевое управление, непривычная форма сидений (понятно, более комфортных и удобных).
Автомобиль очень быстро завоевал сердца советских автолюбителей.
По части комплектации Лада «Спутник» тоже предлагала свежие решения.
Прежде всего — футуристический по тем временам дизайн салона с оригинальной передней панелью и приборным щитком.
В дополнение к привычным приборам на щитке ВАЗ-2108 появилась шкала эконометра, позволяющего устанавливать экономичный режим движения.
Появилась дополнительная полка под перчаточным ящиком.
Впервые в оформлении салона был использован цветной пластик, правда недостаточно «мягкий», по причине чего после некоторых лет эксплуатации «восьмерка» начинала производить много лишних звуков.
Но самый большой плюс заключался в том, что кузов типа хэтчбек оказался очень практичным.
Откинув спинку заднего сиденья, комфортабельный салон легко было превратить в грузопассажирский вариант.
А довольно приличный объем багажника обуславливался тем, что запасное колесо пряталось в специально отведенную нишу в полу.
После рестайлинга 1990 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.
Был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины, новой решеткой.
На автомобиль устанавливались четырехцилиндровые карбюраторные или инжекторные двигатели объемом 1,1 л, 1,3 л или 1,5 л в зависимости от модификации.
Первым стал карбюраторный 1,3-литровый 65-сильный двигатель оригинальной разработки (ВАЗ-2108) в комбинации с четырехступенчатой коробкой передач.
В 1987 году был выпущен двигатель ВАЗ 21083 объемом 1,5 л и мощностью 72 л.с.
Эта модификация стала самой популярной.
Более высокая надежность моторов нового поколения по сравнению с обычными «жигулевскими» объяснялась рядом прогрессивных технических решений, в частности, применялось хонингование цилиндров, и мотор уже особо не требовал обкатки.
Этот двигатель агрегатировался уже пятиступенчатой коробкой.
Несколько позже начался выпуск инжекторных моделей.
Кроме того, выпускалась и самая скромная по мощности версия с 1,1-литровым мотором мощностью 54 л.с.
Из достоинств «восьмерки» автолюбители сразу отметили достаточно крепкий кузов (машина пользовалась популярностью в автоспорте).
Основные детали кузова производились из листовой малоуглеродистой стали, лучше стала коррозионная стойкость, кроме того впервые эти автомобили стали окрашиваться металлизированными эмалями («металлик»), что делало их еще более модными и престижными.
Силовой агрегат «восьмерки» установлен на трех эластичных опорах.
Передняя подвеска — типа МакФерсон, задняя — торсионно-рычажная.
Простота и надежность такой конструкции стали залогом успешной эксплуатации и легкости в ремонте.
Улучшилась и безопасность «восьмерки».
Например, здесь появились фары с регулировкой в зависимости от нагрузки машины.
Стандартом стали инерционные ремни безопасности, наличие ремней для задних пассажиров (правда, само сиденье не имело подголовников).
Процесс создания нового автомобиля сопровождался многочисленными краш-тестами, так что «восьмерка» полностью удовлетворяла требованиям пассивной безопасности своего времени.
Существенным фактором, повлиявшим на безопасность, также стало рулевое управление реечного типа, улучшившее поведение автомобиля на дороге и его реакции.
Интересен тот факт, что передний привод «восьмерки», его необычность, потребовали привыкания, и даже в журнале «За рулем» публиковали многочисленные материалы для водителей, рассказывающие о том, как правильно управлять «неправильной» машиной.
В отличие от своей родственницы «девятки», появившейся только в 1987 году, «восьмерка» имеет трехдверный кузов, так что с появлением новой модели семейные автовладельцы стали предпочитать последнюю, а «восьмерка» перешла в разряд автомобилей для молодежи, обретя скорее спортивный имидж, а в «лихие 90-е» за ней и вовсе закрепился статус «бандитского» автомобиля.
В целом, по сравнению с ВАЗовской «классикой» семейство «Самара» было выпущено в гораздо более скромном количестве, и тем не менее, «восьмерок» — порядка 900 тыс.
автомобилей.
С 2004 года эту модель сменила рестайлинговая версия ВАЗ-хэтчбека 2113, который по определению не мог стать популярным, поскольку к тому времени машина безнадежно устарела.