Модель ВАЗ-2112, серийно выпускавшаяся Автовазом с 1999 года, стала завершающим проектом «десятого» семейства.
Будучи автомобилем типа хэтчбек, «двенадцатая» представляла собой более современную альтернативу устаревшим «девяткам».
Автомобиль имеет складывающуюся по частям спинку заднего сиденья — благодаря этому при сравнительно небольшом размере кузова можно перевозить длинные предметы, а если полностью сложить сиденье, то получается довольно приличное багажное отделение, причем главный плюс в сравнении с той же «девяткой» — это значительно более низкая кромка багажника, что в лучшую сторону сказалось на практичности автомобиля.
Для оснащения 2112 характерен тот же высокий уровень, что и для остальных машин семейства.
Однако, по общему мнению, «двенадцатая» даже внешне получилась более привлекательной, чем седан и универсал.
Этому в немалой степени способствовали гармоничные пропорции задней части кузова, по которой и отличаются все модели «десятого» семейства.
Набор оборудования в комплектации «норма» включает в себя электростеклоподъемники на передних дверях, иммобилайзер, центральный замок, электропривод замка крышки багажника и атермальные стекла.
В автомобилях комплектации «люкс» добавлена велюровая обивка сидений, подогрев передних сидений, бортовой компьютер, противотуманные фары, а у автомобиля с 16-клапанным двигателем — литые диски.
Независимо от комплектации, все автомобили оснащены спойлером с интегрированным стоп-сигналом, который улучшает аэродинамические характеристики, повышает пассивную безопасность и придаёт автомобилю более спортивный внешний вид.
Вообще, следует отметить, что у хэтчбека и без того очень низкий аэродинамический коэффициент — 0,3 — это меньше, чем у седана и универсала.
Ограниченными сериями выпускалась трехдверная модификация типа «купе».
На автомобиле ВАЗ-2112 применялись 8- и 16-клапанные двигатели с разным рабочим объемом.
В основной версии (без дополнительных индексов) используется 16-клапанный мотор 1,5 л с системой впрыска мощностью 92 л.с.
С ним автомобиль демонстрирует высокие динамические характеристики: максимальная скорость — 187 км/ч, разгон до 100 км/ч — 12,3 с.
При этом хэтчбек показывает неплохую экономичность — в загородном цикле расход топлива составляет 5,5 л на 100 км, в городском — 8,8 л.
В модификации ВАЗ-21121-01 установлен 1,5-литровый карбюраторный 8-клапанный двигатель.
Его характеристики значительно скромнее.
Мощность — 72 л.с., разгон до 100 км/ч — 13,9 с, максимальная скорость — 164 км/ч, расход топлива — 5,6/9,0 л.
Кроме того, на автомобиль ставились двигатели объемом 1,6 литра (81-90 л.с.), а на люксовые версии ВАЗ-21128 даже ставился 1,8-литровый мотор (105 л.с.)
Конструкция подвески ВАЗ-2112 и «десятого» семейства в целом имеет схожую конструкцию с предшественниками, но модернизирована, благодаря чему автомобили обладают более высокими ездовыми качествами.
А «двенадцатая» благодаря короткому, чем у седана и универсала кузову (почти на десять сантиметров), имеет более спортивный характер, с улучшенными реакциями на поворот рулевого колеса и управляемостью, что вызвано соответствующим перераспределением веса по осям.
По сравнению с предшествующими моделями, у машин «десятого» семейства значительно повысилась безопасность.
Автомобиль получил изменяемые по высоте верхние крепления ремней безопасности.
Интерьер тоже продуман с точки зрения безопасности.
Козырек комбинации приборов имеет округлые формы, низкая передняя панель сделана из мягкого материала.
Все это положительно сказывается на безопасности как водителя, так и пассажира.
Автомобиль имеет безопасную силовую структуру салона, с дополнительными брусьями жесткости в дверях, обеспечивающую прочность «клетки» с пассажирами при боковом ударе.
Благодаря своим сбалансированным характеристикам между практичностью и комфортом, Лада 2112 стала лучшим представителем «десятого» семейства.
Даже сегодня, когда машина давно снята с производства, ее спортивный имидж способствует популярности среди молодежи и любителей тюнинга.
Высокая ремонтопригодность и, напротив, очень невысокая цена, добавляют плюсы в копилку положительных качеств подержанных машин, если не обращать внимания на отдельные недостатки, присущие отечественным автомобилям.